Наставничество как средство содействия гендерному равенству в академической медицине

В 2021 году в научном издании BMJ Open (том 11, № 1), которое в 2021
г. относилось к 1-му квартилю, была опубликована статья «Наставничество как
средство содействия гендерному равенству в академической медицине». Число
авторов данной работы – 5, они аффилированы с тремя организациями из Великобритании.
Наставничество – это популярный метод, который широко
одобряется во многих сферах жизни, но особенно в отношении рабочего места.
Наставничество рекомендовано в качестве способа, помогающего профессионалам
развивать свою карьеру, достигать сбалансированного портфолио рабочих и
нерабочих мероприятий и поддерживать благополучие. Несмотря на то что этот
метод больше используется на индивидуальном уровне, было высказано
предположение, что наставничество является одним из средств, способствующих удержанию
и вовлеченности недопредставленных групп, а также устранению неравенства на
рабочем месте, особенно гендерного и этнического. По этим причинам поддержка
программ наставничества оказалась популярной как часть организационных мер по
решению проблемы гендерного неравенства в академической жизни. Учитывая, что
многие считают наставничество полезным, возникает вопрос о том, какие
существуют доказательства организованных схем наставничества с точки зрения их
эффективности в продвижении гендерного равенства в академической медицине.
Определение места схем наставничества представляет
собой сложную задачу. Если какая-либо схема эффективна в сокращении гендерного
неравенства (или действительно улучшает карьерный рост), то ее необходимо
внедрять повсеместно. Если это неэффективно, тогда нужно знать причины и
последствия от плохо спланированных и внедренных схем. Существует и такое
мнение, что большая часть работы по обеспечению гендерного равенства, например
по созданию программ или наставничеству женщин-ученых-клиницистов,
непропорционально ляжет на плечи коллег-женщин. Гендерное неравенство в
академической жизни является серьезным нарушением с точки зрения социальной
несправедливости, которую оно представляет, и его негативных последствий для
академической производительности и устойчивости.
Авторы статьи рассмотрели наставничество как одну из
частых мер по устранению гендерного неравенства на рабочем месте, определили четыре
основные цели наставничества: расширение знаний, совершенствование навыков, развитие
уверенности в себе и построение отношений и сетей взаимодействия. А также
представили основные цели и задачи схем наставничества, разделенные на 5 групп:
знания, умения, психологические установки и характеристики, взаимодействие
(связанность) и удержание определенных групп персонала.
По данным международной базы научного цитирования Scopus (по
состоянию на 22.09.2022), статья имеет уровень цитируемости 1,79, который на 79
% превышает среднемировой уровень цитируемости (равен 1), это говорит о том,
что документ цитируют больше, чем ожидалось.
Ознакомиться с
полной версией статьи можно по ссылке.